Блин, я у него только это и трогал. При чем в довольно таки юном возрасте.
Вообще неправильно наверно такие книги в юности читать. И прочуствовать особо не можешь, и перечитывать потом лень.
Вот, точно, как же вы правы... Я прочла это еще будучи октябренком. Впечатления были странные. Да, не понравилось (хотя я в то время любила грустные истории), но дело не в этом. Я ощутила там кое-что, что душой понимала, а словами выразить не могла, потому что ум тогда еще не дорос. Если бы меня спросили тогда, я бы ответила, что этот исторический роман, "Человек, который смеется" - он какой-то ненастоящий, что ли... И не исторический какой-то, и вообще странный. И, что самое худшее, мне что-то никого тут по-настоящему не жалко (а ведь должно было быть жалко! трагедия же!). Если бы меня спросили - почему не исторический, конечно, я не смогла бы ответить... Просто чувствовала, что липа, вот и все. И какая-то загадка была для меня во всем этом - зачем нужна такая липа.
Уже потом поняла многое об этой книге - когда и знаний прибавилось, и просто ума житейского. Конечно, это не настоящий исторический роман. Это растянутая в размер роман критика власть имущих. Это обертка в виде надуманных исторических декораций, созданная, чтобы поднять ряд проблем.
Но лично для меня эти проблемы более удобоваримы в иных обертках.
Тема того, как людей калечат физически ради какой-то цели, мне более понятна в произведениях о нашем времени. Например, в повести Насибова "Безумцы", где вполне здоровых боевых пловцов при помощи операции на мозге превращали в безвольных камикадзе.
Проблема существования инвалида в жестоком к нему обществе? Ну, здесь даже мелодрама типа "Призрака оперы" будет смотреться чувствительнее, чем тот роман Гюго...
Проблема загнивания правящего класса? Ой, да на эту тему - вся мировая классика, особенно русская...
Вот потому эту вещь Гюго не хочется перечитывать. Она подняла много острых и даже вечных тем, но сделала это таким слабым и даже наивным способом, что это было интересно только современникам, которые оценили, наверное, больше саму смелость мысли, чем ее упаковку. А в наши дни, после всего, что мы видели в мировой литературе, этот порыв выглядит... музейным, что ли.
Сообщение отредактировал Белая роза: 07 January 2019 - 19:27